Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.

Реализация системы здоровьесбережения в условиях образовательного процесса.(Из опыта работы.)

Дата публикации: 11.08.17

Автор:
Горбунова Светлана Викторовна учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №16", Республика Мордовия г.Саранск

Реализация системы здоровьесбережения в условиях образовательного процесса

Горбунова С.В., учитель начальных классов

МОУ «СОШ с УИОП №16» г.о.Саранск

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Следовательно, состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети в школе (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Факторы, влияющие на здоровье учащихся :

1. Режим функционирования учреждения

  • режим дня
  • расписание учебных занятий
  • питание
  • санитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.)
  • режим перемен

2.Организация занятий

  • вид учебной деятельности
  • технологии
  • стиль преподавания
  • отметка, оценка знаний
  • объем домашних заданий

Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным » для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.

Здоровьесберегающие направления, по которым работают учителя нашей школы:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников

Работа по формированию здорового образа жизни реализуется через

- проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;

- диагностическую работу

- внеклассную работу;

- работу с родителями.

Для классов начальной школы выделены отдельные этажи, и за каждым классом закреплено определённое помещение. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 час. 30 мин. Соблюдаются гигиенические условия в классе. Грамотно составлено расписание. Соблюдается объём и дозировка домашнего задания.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности: число видов учебной деятельности, используемых учителем: 4-7 видов за урок .Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: 7-10 минут.

День начинается с утренней гимнастики. Она длится около пяти минут. Комплексы упражнений периодически меняются. Гимнастика до занятий помогает ребёнку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Гимнастика ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность.

Учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

– работа в группах (как статическая, так и подвижная);

– работа в парах сменного состава;

– фронтальный опрос с использованием предмета;

– использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;

– хлопанье в ладоши;

– использование сигнальных карточек различного цвета;

– деятельность с элементами соревнований .

Широкому использовать в практике нестандартные уроки:

Уроки-игры, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки-конкурсы,

уроки-фантазии, уроки-экскурсии, уроки-аукционы, уроки творчества.

Для снятия усталости и напряжения на каждом уроке проводятся физминутки. Физкультминутки проводятся с учётом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаются, кроме общеразвивающих:

упражнения для формирования правильной осанки;

упражнения для укрепления зрения;

упражнения для укрепления мышц кистей рук;

упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

упражнения для развития межполушарного взаимодействия

В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Широко используются электронные физминутки для глаз. В настоящее время нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления! Применение таких физминуток позволяет снять усталость с глаз учеников, обеспечивает смену деятельности в ходе урока, вносит эмоциональную разрядку.

Требования к физминуткам:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Для снижения утомления и повышения двигательной активности проводятся на переменах подвижные игры. Игры являются одним из компонентов двигательного режима детей в течение дня. Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительной работы, а с другой стороны быть посильными для актуального состояния организма ребёнка.

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея об этом представления. Учителя нашей школы проводят уроки здоровья. Такие занятия являются разгрузкой для детей, уроком радости, открывающим ребёнку собственную индивидуальность и резервные возможности организма, дающим ключ к повышению работоспособности и адаптивности. Младшие школьники имеют возможность с 1 по 4 класс расширять свои знания о здоровом образе жизни.

1 класс - кружок «Моё здоровье»

2 класс - кружок «Разговор о правильном питании»

3 класс - кружок «Две недели в лагере здоровья»

4 класс - кружок «Будем беречь здоровье»

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителям в начальной школе помогает внеурочная деятельность. Это и кружки «Чемпион», «Поиграй-ка», а также занятия хореографией в каждом классе. Занятия по хореографии помогают развивать в детях выразительность, пластичность, общую культуру движений, способствуют формированию правильной осанки и укрепления мышц спины, улучшение подвижности суставов. Дети принимают активное участие на школьных, городских мероприятиях, конкурсах танцевального мастерства.

Много лет наша школа сотрудничает с детской поликлиникой №1. Все классы начальной школы 2 раза в год проходят профилактические мероприятия на базе поликлиники. Это и лечебная гимнастика, и профилактические процедуры по предупреждению простудных заболеваний, и лечение зрения , и спелеотерапия. Спелеотерапия рекомендуется всем, кто страдает бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, аллергическим ринитом. Но и относительно здоровому человеку спелеотерапия пойдет на пользу: она способствует улучшению сна, снятию раздражительности и усталости, укреплению общего тонуса организма. Наблюдается закономерность - снижается заболеваемость у учащихся простудными заболеваниями.

Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.

Особое внимание учителя уделяют на уроках пальчиковой гимнастике. Учёные исследовали, чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений рук. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить пальчиковую гимнастику.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры.

В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Используются оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

Работа с родителями ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни.

2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

5. Участие в конкурсах и выставках.

6. Организация досуга учащихся.

7. Проведение совместных праздников.

Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия : «Мама, папа, я– спортивная семья», «Веселые старты», конкурс на лучший плакат, книжку-раскладушку, памятку по темам , «как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках».

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

А закончить свое выступление хочется словами великого советского педагога В.А.Сухомлинского "Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

Литература.

1.Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко. М.: ВАКО,2008.

2.Львова ИМ. Физкультминутки «Начальная школа», 2005. - № 10.

3.Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках «Начальная школа», 2006, № 8.

4.Физиология и гигиена младшего школьника. В.И.Кирпичёв. М.: ВЛАДОС,2002.

5.Здоровьесберегающие технологии. В.И.Ковалько. М.: ВАКО,2004

6.Педагогика и здоровья. Ш.А.Амонашвили, А.Г. Плексин. М.: Педагогика,1990

7.Г.А.Апанасенко. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб,1993.

8.Берёзин И.П., Дергачёв Ю.В. Школа здоровья. – М: «Фитзкультура и спорт»,1990

Скачать публикацию Скачали: 179 раз(а)