Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.

Дидактические игры как средство обучения дошкольников ориентировке на листе бумаги.

Дата публикации: 20.12.17

Автор:
Семенюк Ольга Владимировна Учитель - логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №19 "Капелька", Калужская область, город Обнинск

Приходя в школу, ребёнок должен уметь хорошо ориентироваться на листе бумаги. Эти навыки применяются практически на всех уроках. Поэтому, одной из задач дошкольной подготовки является обучение ориентировке на листе бумаги.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что многие дошкольники 5-6 лет испытывают значительные трудности в ориентировке на плоскости. Это выражается в том, что дети путают правую и левую стороны, не выделяют строчки и столбики, не видят границы клетки, не могут найти углы, середину листа и дать им словесное обозначение.

В связи с этим, в дошкольном возрасте необходимо проводить систематическую работу по обучению детей ориентировке на листе бумаги. Сделать эту работу интересной помогают дидактические игры и упражнения.

Бабочки

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его верхнюю и нижнюю стороны; закрепить понятия «снизу вверх», «сверху вниз».

Дидактический материал: лист бумаги с приклеенными внизу цветочками, фигурки бабочек, вырезанные из фетра.

Использование: дети берут фигурки бабочек и раскладывают их внизу на цветочках и между ними.

Взрослый читает четверостишие:

Спал цветок, и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, шевельнулся,

Взвился вверх и улетел.

Дети перемещают бабочек вверх, проговаривая направление движения: «Бабочка летит снизу вверх».

Взрослый говорит: «Наши бабочки порезвились в воздухе, проголодались, и опять летят к цветкам, чтобы отведать сладкого нектара. Посадите своих бабочек на цветочки».

Дети выполняют задание и проговаривают: «Бабочки летят сверху вниз».

Снежинки

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его верхнюю и нижнюю стороны; закрепить понятие «сверху вниз».

Дидактический материал: лист бумаги с приклеенными вверху облаками, снежинки, вырезанные из фетра.

Использование: дети раскладывают снежинки наверху листа бумаги.

Взрослый читает стихотворение:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Дети перемещают снежинки сверху вниз, проговаривая: «Снежинки падают сверху вниз».

Космическое путешествие

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его верхнюю и нижнюю стороны; закрепить понятия «снизу вверх», «сверху вниз».

Дидактический материал: лист бумаги с приклеенными вверху звездами; фигурки ракет, вырезанные из плотного картона.

Использование: дети расставляют ракеты внизу на листе бумаги.

Взрослый говорит:

А сейчас мы с вами дети

улетаем на ракете.

Ракета летит снизу вверх.

Дети берут фигурку ракеты и перемещают в заданном направлении, проговаривая направление движения.

Взрослый даёт инструкцию: «Ракеты возвращаются на космодром».

Дети переворачивают ракеты и перемещают их в направлении сверху – вниз.

Игра в мяч

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его верхнюю и нижнюю стороны; закрепить понятия «снизу вверх», «сверху вниз».

Дидактический материал: лист бумаги с изображением мальчика; разноцветные мячи, вырезанные из плотного картона.

Использование: дети раскладывают мячи внизу листа.

Взрослый загадывает загадку:

Бьют его, а он не плачет,

Веселее только скачет.

Затем предлагает детям «подбросить» и мячи вверх и «поймать» их. Дети перемещают мячи снизу вверх и сверху вниз.

Звездопад

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его верхнюю и нижнюю стороны; закрепить понятия «сверху вниз».

Дидактический материал: лист бумаги, в верхней части которого изображен месяц; звёздочки, вырезанные из плотного картона.

Использование: дети раскладывают звёзды вверху листа.

Взрослый читает четверостишие:

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Дети перемещают звезды сверху вниз, проговаривая направление движения.

Парад самолётов

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его правую и левую стороны, закрепить понятия «слева - направо», «справа - налево»; закрепить навык употребления предлогов: НАД, ПОД, ЗА, РЯДОМ, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Дидактический материал: лист бумаги, в верхней части которого приклеены облака; фигурки самолётов, вырезанные из цветного картона.

Использование: взрослый говорит: «Мы с вами будем участвовать в параде самолётов, где вы сможете попробовать себя в роли пилотов».

Дети расставляют самолёты внизу листа.

Взрослый даёт инструкцию: «Взлетел красный самолёт. Он движется слева – направо. Взлетел желтый самолёт. Он движется справа - налево.

Зелёный самолет летит за красным. Жёлтый самолёт между синим и красным и т.д.»

Забавные рыбки

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его правую и левую стороны, закрепить понятия «слева - направо», «справа - налево»; закрепить навык употребления предлогов: НАД, ПОД, ЗА, РЯДОМ, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Дидактический материал: лист бумаги, в нижней части которого приклеены камушки, водоросли; разноцветные фигурки рыбок, вырезанные из фетра.

Использование: взрослый говорит: «Давайте заглянем на морское дно. Там рыбки плавают, ныряют, в чистой тёпленькой воде».

Дети расставляют фигурки рыбок с правой и с левой стороны листа.

Взрослый даёт инструкцию: «Красная рыбка плывёт слева – направо, желтая - справа – налево. Перед красной рыбкой плывёт синяя рыбка. Рядом с зелёной рыбкой – желтая и т.д.»

Машины

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; выделять его правую и левую стороны, закрепить понятия «слева - направо», «справа - налево»; закрепить навык употребления предлогов: ЗА, РЯДОМ, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Дидактический материал: лист бумаги, разделённый по горизонтали полосой на две части; разноцветные фигурки машинок, вырезанные из фетра.

Использование: взрослый говорит: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машинах. Будьте внимательны и соблюдайте правила дорожного движения».

Дети расставляют фигурки машин в верхней половине листа с правой стороны, в нижней половине - с левой стороны.

Взрослый даёт инструкцию: «Первой двинулась в путь зелёная машина. Она едет слева – направо. За ней движется синяя машина. Зелёная машина едет справа – налево. Перед ней идёт розовая машина и т.д.»

Дрессированные кошки

Вариант 1

Цель: учить выделять и называть углы и середину листа.

Дидактический материал: лист бумаги, в центре которого изображена девочка; разноцветные фигурки кошек, вырезанные из фетра.

Использование: взрослый говорит: «У Маши дома живут 4 кошки. Маша решила стать дрессировщицей и учит кошек выполнять команды. Давайте ей поможем».

По инструкции взрослого дети должны поместить фигурку кошки в нужный уголок: «Красная кошка сидит в левом верхнем углу. Посадите белую кошечку в правый нижний угол и т.д.»

Вариант 2

Цель: закрепить понятия «диагональ», «от центра к углу», «от угла к центру».

Использование:

Дети расставляют фигурки кошек в уголках листа.

Взрослый говорит: «Маша дрессирует кошек, даёт команды:

- Ко мне бежит кошечка из правого верхнего угла и левого нижнего!

(Дети перемещают кошек из угла к центру)

-Вернулись на место!»

(Дети перемещают фигурки от центра к углу)

Узор из листьев

Цель: учить выделять и называть углы и середину листа.

Дидактический материал: лист бумаги; разноцветные листочки, вырезанные из фетра.

Использование: взрослый читает четверостишие:

На прогулку мы ходили

И листочки находили:

Красный, жёлтый, золотой

Пригодятся нам с тобой.

- Давайте при помощи листочков выложим красивый узор. Положите жёлтый листочек к середину листа бумаги, красный – в правый верхний угол, коричневый – в левый нижний угол и т.д.

Встреча

Цель: закрепить понятия «диагональ», «движение от центра к углу, от угла к центру».

Дидактический материал: лист бумаги, в центре которого изображена ёлка; разноцветные деревянные фигурки снеговиков.

Использование: дети раскладывают фигурки снеговиков в углах листа.

Взрослый говорит: «В одном ледяном городе жили снеговики. Как-то раз под Новый год они отправились на ёлку. Вышел снеговик из домика в левом верхнем углу и правом нижнем, встретились возле ёлки, покружились, и разбежались по своим домам – в левый верхний угол и правый нижний угол».

Аналогично проводится игра с остальными снеговиками.

Игры с платочком

Дидактический материал: однотонный платочек, в уголках которого пришиты разноцветные треугольники, а в середине – кружок.

Вариант 1. Косыночка

Цель: закрепить умение находить противоположные уголки, называть их.

Использование: детям предлагают назвать углы платочка и их цвет. Затем дети берут противоположные уголки и соединяют их, как косыночку.

Вариант 2. Прямоугольник

Цель: учить детей соединять между собой верхние уголки, нижние уголки.

Использование: взрослый предлагает детям соединить правый верхний и левый верхний уголок, левый нижний и правый нижний уголок.

- Посмотрите и скажите, какая геометрическая фигура у вас получилась?

( Получается прямоугольник).

Вариант 3. Конвертик

Цель: закрепить умение выделять углы, называть их, находить середину листа.

Использование: взрослый предлагает детям сложить конвертик для письма Деду Морозу.

Для этого дети берут верхний правый уголок и соединяют его с серединой платочка, затем берут верхний левый уголок и тоже соединяют с серединой платочка. Аналогично поступают и с нижними уголками.

Разноцветный коврик

Цель: закрепить понятия «справа-слева», «вверху-внизу».

Дидактический материал: фетровый коврик, одна половина которого синяя, другая – зелёная; мелкие игрушки, плоскостные фигурки.

Использование:

Вариант 1: коврик кладём так, чтобы цветные стороны располагались слева и справа от ребёнка, обговариваем с ребёнком, что у коврика одна сторона синяя, другая зелёная. Синяя находится ближе к правой руке – это правая сторона, зелёная – ближе к левой руке – это левая сторона. Ребёнок выкладывает на каждую половинку коврика мелкие игрушки, картинки. Взрослый просит назвать предметы, которые находятся на правой (левой) половинке коврика.

Вариант 2: коврик кладём так, чтобы вверху была синяя сторона, а внизу – зелёная. С помощью картонных фигурок дети «создают» картину. Вверху солнышко, облака и т.д., внизу – цветы, играют дети…

Найди клад

Цель: закрепить понятия «влево – вправо», «вверх – вниз»; учить двигаться в заданном направлении.

Дидактический материал: пластмассовая коробочка, разделённая на цветные открывающиеся ячейки; мелкие игрушки.

Использование: в одну из ячеек кладем мелкую игрушку и закрываем ячейку. Взрослый даёт инструкцию: два шага вправо, три шага вверх и т.д.

Ребёнок пальчиками «шагает» по ячейкам. Если дошкольник правильно выполняет все инструкции, то он добирается до ячейки с «кладом».

Цветная игра

Цель: закрепить понятие «строчка», «столбик».

Дидактический материал: панно, разделённое на цветные строки и разноцветные фетровые фигурки.

Использование:

Вариант 1: Дети на каждой строке выкладывают фигурки соответствующего цвета.

Вариант 2: На каждой строке выкладываем предметы определенной тематической группы (фрукты, транспорт, животные, геометрические фигуры), при этом в каждом столбике должны находиться предметы одного цвета.

Игры с ковриком «Травка»

Дидактический материал: коврик «Травка» различных цветов, разделённый на сегменты; конструктор «Лепейник».

Вариант 1.

Цель: закрепить умение выделять стороны листа бумаги.

Использование: детям при помощи цветных деталей конструктора «Лепейник» предлагается украсить стороны коврика.

Взрослый дает инструкцию: «Правую сторону украсить желтыми шариками, левую – красными, верхнюю – синими, нижнюю - зелёными».

Вариант 2.

Цель: закрепить умение выделять углы листа и его середину.

Использование: детям при помощи цветных деталей конструктора «Лепейник» предлагается украсить углы и середину коврика.

Взрослый дает инструкцию: «В правый верхний угол положите красный шарик, в левый нижний – зелёный, в середину – 4 розовых шарика и т.д.».

Вариант 3.

Цель: закрепить понятия: «клетка», «столбик», «строчка».

Использование: предлагаем детям соединить элементы коврика между собой так, чтобы они располагались в одну линию и посчитать сколько «клеточек» получилось.

Цветные элементы можно расположить в строчку, в столбик, закрепляя эти понятия.

Шнуровка

Цель: закрепить умение выделять правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны, углы.

Дидактический материал: пластмассовая решетка для раковины, разделенная на клетки, как тетрадный лист; разноцветные гибкие пластиковые трубочки.

Использование: ребёнку предлагается украсить разными цветами стороны и углы решётки. Для этого ребёнок протаскивает трубочки сквозь клетки решетки, выполняет шнуровку, завязывает бантики в уголках решётки.

Укрась углы и середину

Цель: закрепить умение выделять углы и середину решётки.

Дидактический материал: пластмассовая решетка для раковины, разделенная на клетки, как тетрадный лист; разноцветные прищепки.

Использование: детям необходимо при помощи прищепок выделить углы и середину решётки. Взрослый даёт инструкцию: «Прикрепи красную прищепку к левому верхнему углу, желтую – к левому нижнему углу и т.д.»

Пальцеходы

Цель: закрепить понятие «клетка».

Дидактический материал: пластмассовая решетка для раковины, разделенная на клетки, как тетрадный лист.

Использование: проговаривая скороговорку, ребёнок «шагает» пальчиками по клеткам.

Обведи клетку

Цель: закрепить понятие «клетка».

Дидактический материал: пластмассовая решетка для раковины, разделенная на клетки, как тетрадный лист, фломастеры, белый лист бумаги.

Использование: ребёнок кладет решетку на лист бумаги и фломастером обводит клетки, как по трафарету.

Выложи в ряд

Цель: закрепить понятие «строчка».

Дидактический материал: пластмассовая решетка для раковины, разделенная на клетки, как тетрадный лист; цветные стеклянные камешки.

Использование: детям предлагается цветными камешками выложить дорожки в клетках решётки. Даётся инструкция: размещать камешки в каждой клетке, или через одну клеточку, через две клеточки.

Графический диктант

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, уточнять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Дидактический материал: пластмассовая решетка для раковины, разделенная на клетки, как тетрадный лист; цветные стеклянные камешки.

Использование: детям предлагается выложить узор из камешков. Взрослый даёт инструкцию: пять клеток вниз, три клетки вправо и т.д. Дети шагают по клеткам и выкладывают «дорожку» с помощью цветных камешков.

Таким образом можно выложить разнообразные картинки.

Юный гонщик

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, уточнять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Дидактический материал: таблица с крупными клетками, пластмассовая или картонная машинка.

Использование: ребёнок передвигает машинку по таблице в соответствии с инструкциями взрослого: одна клетка вверх, две клетки влево….

Дары леса

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, уточнять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Дидактический материал: таблица с крупными клетками, в центре которых приклеена липучка; крупные изображения орехов, каштанов, рябины, листьев, грибов, выполненные из плотного картона, с обратной стороны которых крепится липучка.

Использование:

Вариант 1: Дети при помощи липучки располагают предметы в таблице в зависимости от инструкций взрослого: в центре – рябина, орехи- в правом нижнем углу.

Вариант 2: Дети рассматривают заполненную таблицу, запоминают, закрывают глаза. Взрослый меняет местами элементы на таблице. «Что изменилось?» Дети должны ответить: «Грибок был в левом верхнем углу, а теперь находится в правом нижнем углу…»

Найди цветок по адресу

Цель: учить детей ориентироваться в системе условных координат.

Дидактический материал: панно, разбитое на квадраты с изображением цветов и системой координат (буквенно-цифровой), таблички – ключи.

Использование: детям предлагается найти цветы по «адресу», указанному на табличке-ключе (например: А3, Б5)

Найди животное по адресу

Цель: учить детей ориентироваться в системе условных координат.

Дидактический материал: панно, разбитое на квадраты с изображением животных, их теней и системой координат (буквенно-цифровой), таблички – ключи.

Использование: детям предлагается найти животное по адресу, найти его тень и указать её адрес (например: А1 – лиса, тень лисы – В4).

Создай узор

Цель: учить детей ориентироваться в системе условных координат.

Дидактический материал: таблица с буквенным и цифровым обозначением квадратов, таблички – ключи, квадратные фишки разных цветов.

Использование: детям предлагается создать узор для коврика. Для этого необходимо найти нужный квадрат, используя цифровую и буквенную систему обозначения и закрыть его фишкой в соответствии с предлагаемым ключом (например: А3 – красный, Б4 – синий и т.д.)

Магазин игрушек

Цель: учить ориентироваться на плоскости с помощью схемы.

Дидактический материал: панно с изображением игрушек, схематичные таблички-ключи для продвижения по «магазину».

Использование: дети совершают покупки в магазине с помощью схематичного ключа, на котором изображено направление движения.

Скачать публикацию Скачали: 7 раз(а)