Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.

Дата публикации: 12.11.17

Автор:
Писклова Галина Анатольевна воспитатель, МКДОУ детский сад №6, г. Россошь, Воронежской области.

Экологическое воспитание – это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционно сложивщегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение – мы все часть природы и составляем с нею одно целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребенку осознать это.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимости жизни и состояния организма от воздействия внешних факторов, деятельности человека.

Воронежская область только одна маленькая часть нашей большой планеты, но и она богата различными видами растений и животных. Воспитатель должен помочь детям совершить путешествие в удивительный мир растений, ягод, грибов, животных и познакомиться с обитателями наших лесов, лугов и рек.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетиями мы покоряли ее, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пора остановиться. Человеку нужен чистый воздух, чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наше главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе ( нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

- развитие эстетических чувств ( умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Можно выделить следующие критерии для формирования осознанного, активного и гуманного отношения к природе:

- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.

- проявление активного отношения к объектам природы ( действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманно отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас всех Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «В жизнь другого существа изнутри» ( В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду ( разумеется речь идет о животных, растениях и т.д.) , а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и другое. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает запрет на действия, причиняющие страдания и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны, и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей, противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи и в тоже время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание о поддержание положительного эмоционального состояния детей, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но не одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна их основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат нашей работы – желание детей любить и беречь природу.

Скачать публикацию Скачали: 26 раз(а)