Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Каменный уголь"

Дата публикации: 16.10.17

Автор:
Харченко Ирина Анатольевна Воспитатель, МАДОУ № 19, г. Кемерово

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Каменный уголь"

Программное содержание:

  • познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый,
  • тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей);
  • испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;
  • развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (Высказывания детей).
– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? Кто знает название нашего д/с?
– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (Открывает посылку, там письмо и уголь)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которая находится в конверте. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы».

– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель: Догадались, о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь. А хотите послушать сказку о каменном угле?
Воспитатель: Мы говорим об угле. А что же это такое? Уголь – полезное ископаемое неживой природы. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень давно, задолго до того, как появились первые динозавры.

На земле тогда, было очень тепло и влажно. Деревья старели, умирали, нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливалось все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в каменный уголь.

Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги, равнины. Если посмотреть на плакат, то видно, что деревья, травы, растения растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но для этого должно пройти не одно тысячелетие.

Воспитатель: Хозяйка же Медной горы прислала нам уже готовую породу – уголь, чтобы мы исследовали его свойства, обозначили их, узнали его полезность и другим рассказали.

Воспитатель: Какого цвета уголь? (Он чёрный)

Воспитатель: Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый? Пробовали надавить на него или сжать в руке (Твердый)

Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный или хрупкий? (Ответы детей выслушать). Как можно это проверить? (ударить молотком)– Какой вывод можно сделать? (Он хрупкий, легко ломается, на много мелких кусочков)

Прежде чем продолжить проведём разминку.

Разминка

Уголь в земле глубоко залегает. -2-3 приседания

В шахтах его горняки добывают. Как бы стучим киркой

На смену в забой шахтёрам пора, наклоны вправо-влево

Уголёк – антрацит поднимать на гора.

Шахтёры, шахтёры на смену идут, марш на месте

Нелёгок, но очень почётен их труд. гордо встать

Воспитатель: Если потрогать уголь, а потом посмотреть на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения).

– Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он тяжёлый

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

– Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети: Не растворяется.

Воспитатель: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе наших знаний и проделанных опытов? (В этом нам поможет модель)

Воспитатель: Давайте вспомним о происхождении угля? Как он появился, из чего?

Дети: каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель: теперь вспомним свойства угля

Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель: Как, по вашему мнению, используют уголь и для чего он нужен?

Дети: Для того чтобы его сжигать в печах и в домах было тепло.

Воспитатель: Правильно каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, так и в промышленности. Каменный уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта. А еще из каменного угля производят краски, пластмассу, линолеум и используют в резиновой промышленности. Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

Воспитатель: Как вы думаете, земные ресурсы бесконечны? Как люди должны относиться к тому, что им даёт природа? (бережно)

Скачать публикацию Скачали: 22 раз(а)