Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.

"Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося первого класса"

Дата публикации: 14.01.18

Автор:
Шорохова Татьяна Викторовна Учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа- интернат", Свердловская область, г. Карпинск

Специальная индивидуальная программа развития

на обучающегося 1 класс

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование обучающегося с ТМНР, проживающего в домашних условиях с его особыми образовательными потребностями в 1 классе ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат».

Целью образования обучающегося с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП

является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих формирование речи и личности обучающегося. При этом коррекционно-­педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время уроков предусматривает учёт возможностей обучающегося и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

Нормативные документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.

3.Постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год.

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

7.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями).

8.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории свердловской области».

9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016.

10.Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Карпинская школа-интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31 августа 2015г. № 411-д.

11.Локальные акты образовательной организации.

Характеристика

(ФИО), (дата рождения) воспитывается в семье. Проживет в квартире по адресу: (полный адрес). Семья полная, многодетная. Состоит из 6-и человек.

Мама – (ФИО), работающая, (место работы, должность); папа – (место работы, должность).

Жилищно-бытовые условия удовлетворительные. В доме 2 комнаты, кухня, ванна и туалет. Проведены все коммуникации. У мальчика своя кровать, детские принадлежности, инвалидная коляска для прогулок.

Воспитанием (имя) в основном занимается мама – ( имя, отчество), помощь ей оказывают бабушка и муж. Выполнение родительских обязанностей выполняется в полном объеме.

(ФИО) обучается в (наименование учреждения) в 1 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (заключение рекомендации ТПМПК заключение № ____ от _________года).

В 2017-2018 учебном году (имя) обучается индивидуально на дому в 1б классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (по заключению ВКК №____ от ______г.).

Данные о физическом здоровье:

Состояние органов слуха- здоров; состояние органов зрения- здоров; состояние стопы- плоские вальгусная стопа слева. Имеет тяжелые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (Органические поражения ЦНС. Симптоматическая фокальная эпилепсия. Синдром ДЦП, спастический тетрапарез.)

Сенсорное развитие: По названию не знает геометрические фигуры, не сопоставляет предметы путем наложения. При наложении изображения предметов1 из 5, не видит недостающие. Не знает основные цвета. Не дифференцирует право, лево.

Двигательная координация: не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов левой рукой, не может передвигаться с помощью ортопедических приспособлений, навыками самообслуживания не владеет. Движения плохо координированы, неуклюжи, импульсивны. Общая и мелкая моторика грубо нарушена. Графическая деятельность отсутствует.

Особенности проявления познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление.)

Все параметры внимания (устойчивость, переключение, распределение) – грубо нарушены.

Восприятие времени: не называет времена года. Не знает времена суток, дни недели.

Зрительное восприятие величины, формы и цвета предмета: по названию не знает геометрические фигуры, не сопоставляет путем наложения больше- меньше, длиннее- короче, шире- уже. Цвета не знает (показывает наугад).

Восприятие пространства: не дифференцирует расположение предметов: вверху, внизу, справа, слева. Не различает: дальше - ближе, выше - ниже, впереди – сзади. Показывает на себе части тела (глаза, нос, уши, рот)

Внимание: все параметры внимания (устойчивость, переключение, распределение) – нарушены. Работоспособность во время уроков резко снижается при умственной нагрузке, низком уровне продуктивности. Самостоятельно не работает, импульсивен в деятельности. Познавательный интерес неустойчивый, обучение возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования и смены деятельности.

Объем внимания сужен.

Память: слуховая и зрительная память– плохо сформированы.

Мышление: мышление ригидное с явными дефектами операционного компонента. Целенаправленность и координация мыслительного процесса - нарушены. Основные мыслительные операции не сформированы. Уровень обобщения отсутствует.

Отсутствует сравнение предметов по размеру, признаку. Не устанавливает последовательность серии сюжетных картинок, не называет персонажей по отдельной сюжетной картинке героя, его действия.

Не всегда принимает оказанную ему помощь.

Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций.

Резко ограничен словарный запас, словообразованием не владеет, связная речь не развита, понимание простой инструкции затруднено. Говорит невнятно несколько слов из 2-3 слогов ( мама, папа, ав, мяу,я, да). Контур слова смазанный. Несформированность языковых и речевых средств. Дизартрия.

Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций, ребенка, наблюдаемого специалистами; харакрерологические особенности личности ребенка:

Уровень самооценки: не критичен по отношению к себе.

Положение в коллективе: изолированный тип.

Отношения с братьями и сестрой: по характеру добрый, отзывчивый, скромный.

Взаимоотношения с педагогом, воспитателем: не всегда выполняет просьбу, насторожен в общении, идет на контакт при постоянном стимулировании (похвала, выразительная интонация).

Эмоционально- волевая сфера: эмоции неустойчивы, переживания поверхностные. Эмоциональные реакции: редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. Волевая регуляция поведения затруднена.

Настроение неустойчивое, меняется от незначительных причин. В деятельности пассивен, не проявляет самостоятельность. Изменение эмоционального состояния не зависит от смены вида деятельности.

Сформированность социально значимых знаний, навыков, умений:

Характер деятельности- неустойчивый, нецеленаправленный, на занятиях не способен контролировать свою деятельность, проявляет интерес к игрушкам, использует их не по назначению, действия с предметами маннипулятивные, любит процесс листания книг, не понимает правила игры, игровая деятельность не сформирована, требует постоянного просмотра мультфильмов.

Навыками самообслуживания не владеет. В туалет не просится, пользуется памперсами (не понимает предвестников акта мочеиспускания и дефикации). При мытье рук нуждается в помощи взрослого. Снимает отдельные предметы одежды, самостоятельно не одевается.

Выводы по итогам обследования: рекомендуется общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, занятия с учителем- дефектологом, учителем- логопедом, педагогом- психологом. Наблюдение невролога, ортопеда, эпилептолога.

Для (имя) организовано индивидуальное обучение на дому по учебным предметам и коррекционным курсам:

- речь и альтернативная коммуникация;

- математические представления;

-окружающий природный мир;

- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- сенсорное развитие;

- предметно- практические действия;

- двигательное развитие.

План по взаимодействию с семьей

Задачи:

- индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей);

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях обучающегося;

- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

- организация регулярного обмена информацией об обучающимся, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

- организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Мероприятие

Срок проведения

Ответственный

Примечание

1.

Общешкольное р/ собрание: «Слагаемые школьного семейного взаимодействия».

ноябрь

учителя, воспитатели школы

2.

Конкурсно-игровая программа для детей и родителей ко Дню Матери «Наши мамы лучше всех».

ноябрь

учитель музыки

3.

Акция «Новогодняя аллея»

декабрь

учителя школы

4.

Новогодний концерт: «Здравствуй, Новый год».

декабрь

учитель музыки

5.

Экскурсия в природу, в сосновую рощу.

февраль

классный руководитель

6.

День открытых дверей.

март

учителя, воспитатели школы

7.

Развлекательная программа, посвященная международному женскому дню.

март

учителя, воспитатели школы

8.

Общешкольное р/ собрание: «Успехи и достижения обучающихся».

апрель

учителя, воспитатели школы

9.

Праздничная программа, посвященная окончанию учебного года.

май

учителя, воспитатели школы

Учебный план

Индивидуального обучения на

обучающегося 1 класса

2017-2018 учебный год.

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

Количество часов

в год

1

Речь и альтернативная коммуникация

2

66

2

Математические представления

1

33

3

Окружающий природный мир

1

33

4

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1

33

5

Предметно-практические действия

1

33

6

Сенсорное развитие

1

33

7

Двигательное развитие

1

33

Итого:

8 часов

264

Содержание образования.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Планируемый результат базовых учебных действий:

Личностные базовые учебные действия

1. Положительно относиться к занятиям.

2. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

Регулятивные базовые учебные действия:

1.Понимать инструкцию учителя.

2.Следовать по инструкции.

3.Действовать по образцу

Познавательные базовые учебные действия:

1.Наблюдение под руководством учителя за предметами и явлениями окружающей действительности.

2.Понимание жестовой инструкции.

3.Работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение.)

Коммуникативные базовые учебные действия:

1. Слушать и понимать инструкцию педагога.

2. Овладеть невербальными способами общения (владеть указательным жестом).

3. Реагировать на жесты «дай», «возьми».

4. Выражать реакцию при встрече и прощании.

5. Принимать помощь взрослого.

Содержание учебных предметов, курсов

(краткое описание изучаемого материала).

Речь и альтернативная коммуникация (2 часа в неделю, 66 часов в год.)

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом. Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности.). Понимание обобщающих понятий (посуда, игрушки, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Описание планируемых (возможных) результатов обучения:

1.Устанавливать зрительный контакт с собеседником.

2. Устанавливать простейшие родственные связи (мама, папа, брат, сестра, бабушка).

3. Реагировать на собственное имя.

4. Узнавать членов семьи.

5.Иметь представление о частях собственного тела.

6. Выполнять инструкции, связанные с предметами (дай, возьми, положи) по словесному обозначению.

Математические представления (1 час в неделю, 33 часа в год)

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

- формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;

- формирование представлений о количестве, в доступных обучающемуся пределах.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «круг», «квадрат». Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Составление геометрической фигуры

( квадрат) из счетных палочек.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко.

Описание планируемых (возможных) результатов обучения:

1.Ориентироваться в схеме своего тела.

2.Определять форму предмета (круг, квадрат).

3.Иметь представление о количестве (много, мало).

4.Уметь сравнивать предметы по величине (больше- меньше, пусто).

Окружающий природный мир (1 час в неделю, 33 часа в год)

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево).

Знание значения растений в природе и жизни человека.

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, лапы, хвост, туловище). Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака). Знание способов передвижения домашних животных.

Узнавание (различение) диких животных (заяц). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака).

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.

Описание планируемых (возможных) результатов обучения:

1.Уметь наблюдать за явлениями в природе под руководством учителя.

2.Узнавать домашних животных (кот, собака).

3.Узнавать диких животных (заяц).

4.Различать по внешнему виду, вкусу и цвету фрукты (банан, яблоко).

5.Различать по внешнему виду, вкусу и запаху овощи (лук, морковь).

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), (33 часа).

Цель:

- развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Задачи:

-формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы.

-развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка. Разминание пластилина. Раскатывание теста скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону. Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо. Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Сминание бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием промакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.

Описание планируемых (возможных) результатов обучения:

1. Держитть с помощью учителя карандаш, кисть.

2. Уметь оставлять графический след на бумаге.

3.Уметь отщипывать кусок пластилина от цельного куска.

Содержание коррекционных занятий

Необходимо обеспечить полноценное моторное развитие обучающегося. Моторное развитие способствует формированию у обучающегося разнообразных двигательных навыков. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи.

Одним из основных направлений в стимуляция двигательного развития и коррекции его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики) является ручная моторика. В развитии ручной моторики используют: действия с предметами; соотносящие действия; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки; поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца; ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»; развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим); развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи обучающегося (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук).

Сенсорное развитие (1 час в неделю, 33 часа в год)

Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств;

- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;

- развитие слухоголосовых координаций;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», « Развитие крупной моторики», «развитие мелкой моторики».

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.Локализация неподвижного удаленного источника звука.Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Описание планируемых (возможных) результатов обучения:

1.Определять форму предмета (круглый, квадратный).

2.Различать предметы по цвету (красный, желтый, синий).

3.Реагировать на слуховые раздражители.

4. Целенаправленно выполнять действия по инструкции.

Предметно- практическая деятельность (1 час в неделю, 33 часа в год)

Цель:

- всесторонее развитие личности учащегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования предметно-практической деятельности.

Задачи:

― расширение знаний о материалах и их свойствах;

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

― коррекцию познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Описание планируемых (возможных) результатов обучения:

1.Самостоятельно сминать бумагу одной рукой.

2.Разрывать бумагу с помощью учителя.

3.Захватывать, удерживает и отпускает мелкие предметы.

4.Самостоятельно сжимать резиновые игрушки.

5.Перекладывть предметы из одной емкости в другую.

Двигательное развитие (1 час в неделю, 33 часа в год)

Цель:

- обучения является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Задачи:

-мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений;

-расширение диапазона движений;

-освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело воспитанника фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения воспитанника самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы

Скачать публикацию Скачали: 33 раз(а)